КОМИССИЯ ПО ПРОСТРАНСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ

ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

ДОКУМЕНТЫ КОМИССИИ
Основные принципы пространственнго развития Приволжского федерального округа
Новости Комиссии
ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ
ДОКУМЕНТЫ
КОМИССИИ
Основные принципы пространственнго развития Приволжского федерального округа
Субсидиарность и пространственное развитие
Пространственное развитие и система управления градостроительной деятельностью
Пространственное развитие и транспортная политика округа
Институциональные основы инвестиционной деятельности
ДОКУМЕНТЫ
СЕМАТ
Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента
Перспективы европейского пространственного развития
 

Администратор сайта:
Евгений ЕПИШИН



 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

 

 

  1. Основной тезис о пространственном развитии

Народно-хозяйственное планирование в советское время опиралось на стратегию и практику размещения производительных сил, в опоре на деятельность Совета по размещению производительных сил при Госплане СССР.

Госплан, а вместе с ним и сложившуюся систему, занимавшуюся пространственными параметрами развития страны, разрушили, а новую не создали. И это в то время, когда Европейский Союз, основываясь на идеях европейского неофедерализма, продвигает на нашу территорию проект Большой, Расширенной Европы (до Урала). Связанная с этим проектом концепция пространственного развития является следующим, важным шагом в продвижении стратегии устойчивого развития.

Основным инструментом пространственного развития является пространственное планирование, направленное на достижение более высокого уровня общественного согласия через развитие эффективных городских систем и транспортно-телекоммуникационных сетей, через возрождение депрессивных зон, укрепление региональной самобытности и многообразия местных сообществ.

Пространственное планирование является также важной областью приграничного сотрудничества, ведущего к возникновению зон приграничной и транснациональной солидарности.

Объединительный характер пространственного планирования открывает возможности для увязывания политических действий, связанных с различными отраслевыми стратегиями, с энергией развития мест, городов в первую очередь.

 

 

 

2. Федеральный округ и задача пространственного развития

Федеральный округ √ новая рамка государственного управления соответствующая по масштабу задаче восстановления и обеспечения воспроизводства основных стратегических ресурсов страны.

В отличие от традиционной градостроительной доктрины, реализуемой в рамках субъекта федерации и муниципального образования, концепция пространственного развития предполагает сосредоточение внимания на функциональных, социальных, информационных связях между территориальными сообществами, не на умножении количеств как таковом, но на развитии качества. В рамках концепции пространственного развития должны быть получены ответы на ключевые вопросы:

  • Как будет осуществляться последовательная экономическая интеграция и все более интенсивная кооперации между федеральным округом и другими заинтересованными сторонами √ страной, регионом, муниципальным образованием;

  • Как скоординировать роль региональной власти и местного самоуправления, нацелив их на осуществление ответственных функций в пространственном развитии;

  • Как следует усиливать взаимоотношения с другими федеральными округами в рамках пространственного развития;

  • В чем может состоять суть новой городской политики;

  • Какова должна быть структурная промышленная политика в регионе, учитывающая сложившиеся системы расселения, культурный ландшафт, и кто будет ее координировать на территории ФО

 

 

3. На что опирается идея пространственного развития?

Опорой для концепции пространственного развития является структура функционирования ландшафта, сформированного деятельностью десятков поколений людей. С учетом технологической отсталости большинства промышленных производств и агропромышленного комплекса, в роли основного ресурса пространственного развития рассматривается потенциал местных сообществ, потенциал кооперации институтов науки, образования, культуры, бизнеса и, в первую очередь, наиболее активных групп в составе этих институтов. Поскольку такие институты развивались до настоящего времени в рамках региональных систем управления, на первый план выступает формирование информационной инфраструктуры, связывающей группы активности, разделяющие идеологию качественного развития страны.

 

 

4. Чему противостоит пространственное развитие как организационно-управленческий подход?

Концепция пространственного развития понуждает субъектов управления и экспертное сообщество сосредоточить внимание на совокупной трактовке ресурсов развития поселений и инфраструктуры √ в отличие от традиционного градостроительного подхода, являющегося по существу отраслевым. В концепции пространственного развития индивидуальность каждого местного сообщества является краеугольным камнем для предпроектных исследований и для процесса программирования. В отличие от отраслевого подхода, концепция пространственного развития имеет основанием системный, сетевой подход к выявлению и мобилизации ресурсов развития поселений, инфраструктуры страны в ее окружном измерении.

 

 

5. Повестка дня ⌠Пространственное развитие в Приволжском федеральном округе■

Первоочередной задачей является выявление каркасов актуального и потенциального пространственного развития округа, отразившего в своей структуре все основные характеристики России.

А) Историческим каркасом округа являются бассейны Волги, в ее среднем течении, и Камы, однако формирование цепи равнинных водохранилищ обострило разобщенность лево- и правобережий, а упадок речного транспорта свел к минимуму коммуникационное значение водной системы округа. Оба обстоятельства способствовали относительному обособлению регионов округа √ с нежелательными или прямо разрушительными последствиями для экологии и хозяйственного комплекса.

Б) Значимым каркасом округа выступает перекрестье транспортных коммуникаций, идущих как с Запада на Восток Евразийского континента, так и с Севера на Юг России. Усиление связности регионов округа и магистралей, проходящих через их территории, имеет принципиальное значение, в первую очередь для развития окружного рынка труда.

В) На первый план внимания выдвигается система приграничных территорий, система границ, трактуемых как линейные контактные зоны. Во-первых, это протяженная зона государственной границы, разделяющей/связывающей Россию и Казахстан. Во-вторых, это протяженные зоны границ с сопредельными федеральными округами. Наконец, в-третьих, это границы между субъектами федерации, входящими в состав округа. Эти границы и в особенности особого рода граничные узлы, в которых сходятся три, а то и четыре региона, потенциально являются точками роста, тогда как к настоящему времени они выступают как зоны относительного затухания энергии развития, исходящей из региональных столиц и иных крупнейших городов.

Не менее важной задачей является отстройка реальной кооперации в масштабе округа между разобщенными социальными институтами управления, культуры, бизнеса, науки, проектирования. Относительная угнетенность активных сообществ в средних и малых городах под воздействием доминирующих крупнейших городов оказывает весомый тормозящий эффект в окружном масштабе.

Если принять во внимание наличие технической инфраструктуры и потенциально общую проблематику, то в ряд первоочередных задач необходимо включить установление кооперации между университетскими сообществами крупнейших городов и региональных столиц. Опыт показывает, что для такого рода интеграции недостаточно внутренней энергетики университетов. В соответствии с концепцией пространственного развития, роль такого агента с наибольшей эффективностью способны выполнять проекты.

Не менее значимо установление взаимодействия между локальными профессиональными корпорациями - муниципальных управленцев, лидеров общественного самоуправления, активных деятелей культуры. Все эти сообщества организуются отраслевым образом, тем самым отсутствует схема их взаимодействия; все они организуются региональным образом, и потому горизонтальные связи между сообществами различных субъектов федерации сведены к минимуму. И в этом случае проекты, настроенные на взаимодействие разных профессиональных сообществ, локализованных в нескольких регионах округа, выступают как инструмент установления горизонтальной коммуникации, а затем и преобразования ее в сетевую конструкцию.

Придание проектному жанру конструктивно-связующей функции нуждается в особой организационной работе Комиссии по пространственному развитию, осуществляемой в нескольких форматах.

 

 

6. Рейтинговое Агентство

Ведущая из функций агентства √ подготовка методик и систем показателей для объективной оценки относительного уровня пространственного развития по регионам округа. Задача установления показателей отстраивается от принципов практичности, реалистичности и нестандартности. Выход агентства на самоокупаемость предполагает оказание целевых посреднических услуг как местным сообществам, нуждающимся в новейших технологиях и ноу-хау по широкому кругу проблем развития агрокомплекса, переработки, бизнеса, жилищно-коммунального хозяйства, так и разрозненным научным и производственно-технологическим центрам России, нуждающимся в нахождении деловых партнеров для внедрения своих разработок. Дополнительная функция агентства √ авторская разработка локальных проектов или консалтинговые услуги по локальным проектам, связанным с задачами пространственного развития местных сообществ.

 

 

7. Культурная столица округа

Конкурсный выбор культурной столицы округа на текущий год и соорганизация усилий по предъявлению результатов культурной деятельности регионов в едином временном центре, используя состязательное начало, нацелено в первую очередь на усиление коммуникации между пока что слабо связанными регионами.

 

 

8. Клуб Пяти. Города миллиониики. От агломераций к конгломерациям

Дефицит связей, информационного обмена между крупнейшими городскими центрами оказывает несомненный тормозящий эффект для развития округа, тогда как отстройка такого каркаса являет собой один из главных ресурсов ускорения этого развития. Сетевая проработка кооперации между крупнейшими городами округа и взаимоусиление интеллектуальных ресурсов, которыми обладает каждый из университетских центров, расположенных на его территории, становится ключевым ресурсом развития. Среди перспективных проблем сотрудничества - пути и формы реорганизации жилищно-коммунального хозяйства и строительной политики, технология активизации взаимодействия научно-проектных групп и деловых кругов.

 

9. Приволжская ⌠целина■

Особое место занимают проблемы, решение которых возможно только в окружном масштабе кооперации усилий между сопредельными регионами.

Восстановление и развитие природно-хозяйственного комплекса земель, примыкающих к акватории Чебоксарского водохранилища, или затопленных при его заполнении имеет все шансы приобрести ранг такой программы:

Эколого-экономический проект восстановления ландшафта, способный привлечь внимание и техническую поддержку мирового сообщества. Нахождение замещающих источников энергии и отработка путей энергосбережения в хозяйственном комплексе макрорегиона. Восстановление лугового хозяйства и организация эффективного животноводства на осушаемых территориях. Восстановление плодородия ныне залитых или подтопленных земель за счет применения эффективных технологий санации иловых осадков. Формирование системы сельскохозяйственных поселений на осушаемых землях, наряду с организацией экономичной транспортной сети. Восстановление лесного хозяйства, нарушенного подтоплением обширных территорий, и создание высокоэффективной системы деревообработки и сопутствующих производств.

Процесс подготовки и обсуждения технического задания содержит в себе потенциал, способный сыграть роль триггера в решении проблемы равнинных водохранилищ, что несомненно станет одной из крупнейших задач страны в XXI веке.

 

 

10. Приграничные зоны развития

Долгосрочная цель регионального развития должна, похоже, изменить направления [в векторном смысле] развития, с тем чтобы избежать дальнейшего обезлюдения сельских районов,. межрегиональной миграции и перенаселения "ядер". Значительным потенциалом обладают некоторые периферийные районы: это туризм, который сейчас переживает бурный рост и является основным источником валюты для некоторых стран. Существуют возможности и для развития приграничных районов за счет приграничного сотрудничества.

Формирование федерального округа обретает дополнительный к контрольным функциям смысл только в том случае, если удастся обозначить и обустроить с концептуальной и организационной стороны те формы социально-экономических и социально-культурных действий, которые в принципе не могут быть отстроены при монополии регионального подхода к постановке задач пространственного развития.

Предусмотрена разработка серии мало масштабных пилотных проектов, каждый из которых охватывал бы локальный приграничный узел, потенциально сцепляющий два (в отдельных случаях √ три) соседних сельских района, периферийных для соседствующих субъектов федерации.

Именно прямая связь с землей и сельским хозяйством, а также расположенность √ в большинстве случаев √ на тупиковых оконечностях дорог с твердым покрытием делает города этого типа особо привлекательными в качестве пилотных.

Существенное значение имеет то, что именно федеральный округ оказывается в этом случае инициатором конструктивной поддержки √ не столько формального местного самоуправления, сколько непосредственно общественных сил.

Рассмотрение технический заданий на пилотные проекты намечено осуществить на заседании Комиссии по пространственному развитию в январе 2001 г.