РЕКОМЕНДАЦИИ КОМИССИИ
ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПО ПРОСТРАНСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ
⌠Приграничные районы и стратегия развития
Приволжского федерального округа■
Комиссия констатирует ключевое положение Оренбургской области в деле развития приграничного сотрудничества и обустройстве государственной границы и реализации принципов кооперативной безопасности.
Комиссия предлагает систему принципов организации деятельности в приграничных районах:
Стратегическая задача, стратегические инструменты:
Приграничное сотрудничество √ государственно-общественная структура, включающая в себя Федеральные ведомства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, деятельность населения, общественные инициативы.
Реализация стратегических интересов России выступает как ключевая рамка приграничного сотрудничества.
Полнота обустройства границы и развитие приграничного сотрудничества требует разработки специального законодательства о приграничных районах субъектов Российской Федерации.
Межгосударственная деятельность на границе для своего развития нуждается в переосмыслении интересов, полномочий и ответственности всех заинтересованных сторон, включая все ветви власти, смысл и содержание общественных инициатив.
Для реализации потенциала приграничного сотрудничества необходимо создание систем специального управления, имеющего целью лучшую координацию работы ведомств в приграничных районах и удовлетворение специальных потребностей населения таких районов в сфере образования, информации, услуг, формирования рабочих мест и прочее.
Решение вопросов должно координироваться со всеми участниками процесса, рассматривающими вызовы и угрозы (наркотики, контрабанда, нелегальная миграция, коррупция и прочее) на основе принципов кооперативной безопасности.
Антикризисное управление:
Отставание процессов обустройства государственной границы от вызовов, созданных суверенизацией сопредельного государства и стихийной деятельностью населения в приграничных районах заставляет рассматривать ряд вопросов в режиме антикризисного управления:
- Оценка видов опасности, формируемой нынешним состоянием приграничного сотрудничества
- Мониторинг ситуации в приграничных районах и профилактика конфликтов
- Расширение пограничного представительства ведомств
- Координированное управление проектами в зоне приграничного сотрудничества.
- Формирование целевой программы развития здравоохранения в приграничных районах с учетом их специфики по заболеваемости.
Конкретные предложения
Активизировать работу по Законодательным преференциям пограничным территориям (оставление в субъектах федерации и в муниципальных образованиях приграничных районов части финансовых средств из налогооблагаемой базы для целевого использования при обустройстве приграничной инфраструктуры; передача в полном объеме поступлений от административных штрафов за нарушение таможенного и пограничного режима гражданами России, Казахстана и третьих стран, лицами без гражданства на цели развития приграничной инфраструктуры).
Обеспечить в приграничных районах исполнение в полном объеме Федеральной миграционной программы, включая выделение приграничным областям финансовых средств на покупку жилья и выдачу ссуд беженцам и вынужденным переселенцам.
Создать систему иммиграционного контроля на российско-казахстанской границе, включая одиннадцать дополнительных пунктов пропуска на оренбургском участке границы.
Выделить дополнительную штатную численность для УВД Оренбургской области, в первую очередь для укрепления подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и по борьбе с экономическими преступлениями.
Активизировать переговорный процесс между Россией и Казахстаном по вопросу передачи в собственность Российской Федерации участка Западной железной дороги РГП ⌠Казахстан темир жолы■, находящегося на территории Оренбургской области.
Провести международный аналитический семинар по Центрально-азиатской стратегии с целью радикального переосмысления Центрально-азиатского измерения интересов России √ на основе муниципальных и региональных инициатив.
Расширить гуманитарное сотрудничество на различных уровнях с соответствующими субъектами на сопредельных территориях
Учредить представительство МИД Российской Федерации в Оренбургской области
Достичь договоренности об учреждении территориальных представительств исполнительных структур стран-членов Таможенного союза в приграничных регионах.
Сконцентрировать работу оренбургского Центра стратегического планирования на разработку и продвижение проектов приграничного сотрудничества и стратегического развития приграничных районов области.
Сформировать проектную группу по проблемам разграничения полномочий межведомственной координации в приграничных районах.
Сформировать региональную межгосударственную, межведомственную группу по проблемам кооперативной безопасности
Осуществить, в опоре на оренбургский Центр стратегического планирования, при поддержке Центра стратегических исследований ПФО и Комиссии ПФО по пространственному развитию, пилотный проект ⌠Муниципальный приграничный район■ с разработкой модельной комплексной программы реструктурированию локальной системы расселения, улучшения демографической, социальной и экономической обстановки.
Провести организационную подготовку создания Фонда ПФО ⌠Граница-Приграничье■ с целью содействия социально-экономическому развитию приграничных районов и обустройству приграничной инфраструктуры.
Расширить проектное взаимодействие с приграничными районами Саратовской области.
Осуществить разработку программы целевого формирования информационной инфраструктуры для приграничных районов, охватывая связь, радио, телевидение, прессу. Связать эту программу с разработкой регионального и муниципального приграничного компонента в образовании, с подготовкой и осуществлением специальных образовательных проектов для приграничных районов.
Осуществить разработку проектной программы режимов использования общих с Казахстаном источников ресурсов (вода, воздух, недра)
Подготовить и представить проекты развития приграничного сотрудничества на Ярмарку социальных и культурных проектов ⌠Саратов 2001■.
|